четверг, 16 декабря 2021 г.

Социально-бытовая ориентировка

ссылка
Социально-бытовая ориентировка относится к числу специальных коррекционных занятий, которые проводятся с учетом возрастных и специфических особенностей и возможностей слепых и слабовидящих детей. При этом учитываются местные особенности и национальные традиции.

    Занятия по социально-бытовой ориентировке направлены на формирование навыков и умений, способствующих социальной адаптации детей. Прежде всего, это навыки, которые связаны с организацией своего поведения, общения ребенка с окружающими в различных социально-бытовых ситуациях.

    На занятиях по социально-бытовой ориентировке формируются навыки, дающие детям возможность выполнять различные действия,  как с помощью зрения, так и без него, учат детей рационально использовать сохранные анализаторы в различных социально-бытовых ситуациях.

   Тифлопедагог формирует у детей представления об окружающих их в быту предметах, их назначении и возможностях использования, детям дают представления об основных видах бытового и профессионального труда.

   Наглядный материал для занятий по социально-бытовой ориентировке подбирается с учетом получения максимума разносторонней информации об изучаемых объектах или явлениях. Детей знакомят с предметами ближайшего окружения, учат выполнять с ними определенные действия в соответствии с назначением. Полученные представления расширяются и закрепляются в специально организованных дидактических и сюжетно-ролевых играх, на экскурсиях и беседах.

    Для формирования знаний, умений и навыков по социально-бытовой ориентировке применяются различные методические приемы: объяснение, показ, сюжетно-ролевые игры, экскурсии. Большое место на специальных коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке отводится сюжетно-ролевой игре.

Тифлопедагог в процессе реализации программы по социально-бытовой ориентировке ставит перед собой следующие цели:
Помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Помочь детям адаптироваться к условиям лечебно-восстановительного процесса. 
Научить детей строить свое поведение в элементарных жизненных ситуациях (в повседневной жизни, в общении со сверстниками и взрослыми) в соответствии с общепринятыми нормами.
Подготовить прочную базу для успешной самостоятельной деятельности детей в условиях школьного обучения.    
Для достижения обозначенных целей решаются следующие задачи:
·        Формирование у детей адекватных представлений об окружающем мире на основе использования нарушенного (у слабовидящих детей с косоглазием и амблиопией) или остаточного (у слепых детей) зрения и сохранных анализаторов у детей всех категорий.
·        Формирование у детей умения осмысливать и отражать в речи воспринимаемые ими предметы, их признаки, свойства, качества.
·        Обучение детей пониманию и правильному отражению в речи сути происходящих событий и явлений.
·        Развитие у детей зрительно-пространственной адаптации (т.е. необходимого объема пространственных представлений, умений и навыков, при наличии которых они смогут свободно и самостоятельно ориентироваться в пространстве и контактировать с окружающей их средой).
·        Осуществление взаимосвязи содержания специальных коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке с общеобразовательными занятиями и с работой, проводимой с детьми воспитателями в повседневной жизни.  
Таким образом, на специальных коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке у детей формируется понимание своих сенсорных возможностей, адекватная самооценка, умение самостоятельно ориентироваться в простейших бытовых и социальных ситуациях.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения