Работа с контуром, как
одно из средств расширения зрительного опыта детей с нарушениями зрения
Зрительное восприятие – сложная системная деятельность, включающая в себя сенсорную обработку визуальной информации, ее оценку, интерпретацию и категоризацию. С ее помощью обнаруживается объект, различаются и выделяются его информативные признаки: цвет, величина, части и детали, их форма.
Основой формообразующей структуры объекта
является контур. Его восприятие существенно расширяет сферу зрительного опыта,
особенно у детей с нарушениями зрения. Практический опыт показал необходимость
внедрения в коррекционную деятельность знакомства детей с контуром и
различные виды работы с ним.
Для выделения и опознания контура использовать следующие виды деятельности:
1. Обводка прорисованных цветных шаблонов.
2. Обводка трафаретов по внутреннему и наружному контуру.
3. Совмещение силуэта с контурным изображением:
а) наложение силуэта на контур;
б) совмещение силуэта с контуром на основе зрительного соотнесения (работа с перфокартами). Работу начинать с трех объектов, отличающихся по форме.
4. Опознание контурных изображений (узнавание и называние):
- выбор по образцу;
- выбор по кратковременной экспозиции образца;
- выбор по указанию;
- выбор по словесному описанию.
5. Опознание изображений с неполным контуром.
6. Выделение заданного контура из зашумленного перцептивного поля.
Для обогащения зрительного опыта использовать целостные, без одного или двух фрагментов изображения. Они развивают познавательные процессы: внимание, память, мышление, воображение.
В младшей группе для опознания предлагать хорошо знакомые объекты, цветные изображения, у которых отсутствуют, один фрагмент, например: лиса без хвоста, машина без колеса, чайник без ручки и др.
Со средней группы можно предлагать контурные изображения, отсутствующие фрагменты которых устанавливаются после более тщательного зрительного анализа, например: зонтик без ручки, пила без двух, трех зубьев, лейка без ручки и др.
Следующим этапом работы является дорисовка изображений по образцу.
Источник: Дошкольная педагогика ноябрь -2007
Зрительное восприятие – сложная системная деятельность, включающая в себя сенсорную обработку визуальной информации, ее оценку, интерпретацию и категоризацию. С ее помощью обнаруживается объект, различаются и выделяются его информативные признаки: цвет, величина, части и детали, их форма.
ссылка |
Для выделения и опознания контура использовать следующие виды деятельности:
1. Обводка прорисованных цветных шаблонов.
2. Обводка трафаретов по внутреннему и наружному контуру.
3. Совмещение силуэта с контурным изображением:
а) наложение силуэта на контур;
б) совмещение силуэта с контуром на основе зрительного соотнесения (работа с перфокартами). Работу начинать с трех объектов, отличающихся по форме.
4. Опознание контурных изображений (узнавание и называние):
- выбор по образцу;
- выбор по кратковременной экспозиции образца;
- выбор по указанию;
- выбор по словесному описанию.
5. Опознание изображений с неполным контуром.
6. Выделение заданного контура из зашумленного перцептивного поля.
Для обогащения зрительного опыта использовать целостные, без одного или двух фрагментов изображения. Они развивают познавательные процессы: внимание, память, мышление, воображение.
В младшей группе для опознания предлагать хорошо знакомые объекты, цветные изображения, у которых отсутствуют, один фрагмент, например: лиса без хвоста, машина без колеса, чайник без ручки и др.
Со средней группы можно предлагать контурные изображения, отсутствующие фрагменты которых устанавливаются после более тщательного зрительного анализа, например: зонтик без ручки, пила без двух, трех зубьев, лейка без ручки и др.
Следующим этапом работы является дорисовка изображений по образцу.
Источник: Дошкольная педагогика ноябрь -2007
Комментариев нет:
Отправить комментарий