Эмоции –
это разнообразные переживания человека, вызванные удовлетворением или
неудовлетворением его потребностей, соответствием или несоответствием объектов
окружающего мира его интересам, склонностям, убеждениям и привычкам. Это
своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к
самому себе.ссылка
Владея собственными эмоциями, чувствами
ребенок способен тонко понимать другого человека. Неумение правильно выразить
свои чувства. Эмоции, скованность, неловкость, или неадекватность проявления
эмоций в мимико - жестовой речи затрудняют общение друг с другом (особенно
детей). В непонимании другого человека кроются причины страха, отчужденности,
враждебности.
Познание самих себя, лучшее понимание
эмоционального состояния и поступков других приводит к возникновению чувства
симпатии, уважения и сопереживания, что является непременным условием живого
общения с окружающими.
Эмоциональное развитие в период от пяти
до семи лет имеет и еще одну особенность, которая в конечном итоге будет
определять всю систему реакций ребенка, а потом и подростка, и взрослого, и
других людей.
Эмоциональные реакции ребенка пяти - семи
лет формируются, преломляясь через призму общения, связываясь всегда с
ситуацией непосредственного взаимоотношения с другим человеком, прежде всего с
родителями.
Какую помощь может
оказать родитель в развитии эмоций своего ребенка?
Для этого родитель должен помогать
вызывать внутренний эмоциональный отклик:
-
при прослушивание музыкальных сказок,
учить сопереживать героям;
-
развивать словарный запас ребенка: обращать внимание на собственные чувства и
называть их, наблюдать эмоциональную жизнь малыша и обозначать переживания,
вводить в его лексикон слова, обозначающие оттенки чувства (рад, зол, сердит,
раздосадован, расстроен, огорчен и т.п.).
Обучение распознаванию
чувств и эмоций следует начинать с того, что:
♦
признать, что чувства не бывают плохими, они просто есть, и ребенок имеет право
на проявление чувств (вербальное, телесное); однако нужно вводить определенные правила
проявления эмоций, например: «Ты вправе сердиться на сестренку, но ударить ее я
тебе не разрешаю»;
♦
обсуждать случаи, которые произошли с кем-то, просить определить чувства и предложить
собственные варианты поступков;
при
этом избегать осуждения, цель такой беседы — познавательная (например: «Что чувствовал
Саша, когда пришло время уходить? Что он сделал, когда почувствовал, что
огорчен? Что он сделал потом?»);
♦
обсуждать с ребенком его чувства, не пытаться решить за него проблему; объяснение
причины чувства должно помочь ребенку самому справиться с ним («Ты злишься оттого,
что Маше пора домой и нужно вернуть ей игрушку»);
♦
предлагать ребенку различные способы, помогающие ему взять себя в руки: вербальные,
физические, зрительные, творческие и др.
-
(«Ты собираешься дальше злиться или хочешь
успокоиться?)
-
(Что ты можешь для этого сделать, давай подумаем вместе: может быть, обежать
вокруг стола, написать открытку, почитать любимую книжку?»).
Часто все, что требуется ребенку — это
понять охватившее его чувство. Предлагать ребенку варианты, и пусть он сам
выбирает наиболее действенный…
Когда близкие взрослые любят ребенка, хорошо
относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны к нему, он
испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. В
этих условиях развивается жизнерадостный, активный физически и психически ребенок.
Эмоциональное благополучие способствует
нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств,
доброжелательного отношения к другим людям. Именно в условиях взаимной любви в
семье ребенок начинает учиться любви сам.
Чувство любви, нежности к близким людям,
прежде всего к родителям, братьям, сестрам, дедушкам и бабушкам, формирует
ребенка как психологически здоровую личность.
Комментариев нет:
Отправить комментарий