ссылка |
Осталось не так много времени, и Ваши дети переступят порог школы. Поступление ребёнка в школу – это всегда переломный момент в жизни ребёнка, независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс. И кто как не мы — сможем помочь нашим детям, успешно подготовится и адаптироваться к школе.
В чем проявляется неготовность к
школьному обучению?
1. Ребенок не может
сосредоточиться;
2. часто отвлекается,
неустойчиво внимание;
3. слабо развита связная
речь, не умеет задавать вопросы;
4. не умеет сравнивать
предметы, выделять главное;
5. имеет затруднения в
общении со сверстниками и взрослыми.
Что же понимается под
готовностью ребёнка к школе?
Учёные
отмечают, что подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая разные
сферы их жизни. В самом общем виде готовность к школе предполагает определённый
уровень физического развития, умение детей общаться со взрослыми и
сверстниками, подчиняться правилам, наличие определённых знаний и, конечно,
желания учиться.
Учёные выделяют
физическую, педагогическую (специальную), психологическую
готовность ребёнка к школе. Это не разные виды готовности детей к школе, а
разные стороны её проявления в различных формах активности.
Например, положительные
показатели состояния здоровья, развитие основных функциональных систем
организма, двигательных навыков и качеств, мелкой моторики ребёнка
соответственно возрасту (то есть физическая готовность) являются
основой для формирования педагогической и психологической готовности ребёнка к
школе.
Педагогическая
подготовленность ребёнка к школьному обучению, включающая в себя умения и навыки,
необходимые для освоения чтения, письма, счёта, крайне важна для усвоения
предметов школьной программы.
Но бывает так, что
родители ориентируются именно на эти параметры готовности к школе, что не
совсем правильно.
Очень часто бывает
так, что ребенок умеет писать, считать, читать, но не умеет долгое время
находиться в большом коллективе или не умеет следовать требованиям нового
взрослого (педагога). Родители в этом случае недоумевают: «Как
же так?!» Им казалось, что ребенок пришел в школу подготовленным,
а тут вдруг – жалобы учителя. Или через какое-то время ребенок отказывается
идти в школу, говоря, что ему там надоело, не нравится, скучно,
трудно и т.д. Это другая сторона готовности к школе – психологическая.
Психологическая же
готовность — это комплексная характеристика, в которой выражены основные
достижения психического, личностного развития ребёнка на протяжении всего
дошкольного детства. Психологическая готовность ребенка к школе включает следующие компоненты:
1. интеллектуальная готовность;
2. социально-личностная;
3. мотивационная.
Интеллектуальная
готовность включает багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и
навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать
полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень восприятия речи).
Умственные умения
могут выражаться и в умении читать, считать. Однако специалисты утверждают, что
читающий и даже умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен
к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и
мыслить логически.
Под
социально-личностной готовностью понимается настрой ребенка на
работу и сотрудничество с другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на
себя роль учителей-наставников. Имея данный компонент готовности, ребенок,
может быть внимателен на протяжении 30-40 минут, может работать в коллективе.
Мотивационная
готовность предполагает обоснованное желание идти в школу.
В психологии различают
разные мотивы готовности ребенка к школе: игровой,
познавательный, социальный.
Ребенок с игровым
мотивом ("Там много ребят, и можно будет играть с ними") не готов к обучению в
школе.
Познавательный мотив характеризуются
тем, что ребенок хочет узнать что-то новое, интересное. По мнению специалистов,
это наиболее оптимальный мотив, имея который, ребенок будет успешен в первом
классе и в период обучения в начальной школе.
Социальный мотив
характеризуется тем, что ребенок желает приобрести новый социальный статус:
стать школьником, иметь портфель, учебники, школьные принадлежности, свое
рабочее место.
Итак, подведем
итог: Что включает в себя понятие "Ребенок готов к школьному
обучению" (высказывание родителей)
·
Физическое здоровье.
·
Наличие мотива учения.
· Сформированность
произвольности поведения,
(умение сознательно подчинять свои
действия правилу, требованию взрослого, умение внимательно слушать, и
самостоятельно точно выполнять задания, умение сотрудничать со сверстниками и
взрослыми).
· Сформированность
интеллектуальной сферы (умение анализировать, обобщать, сравнивать,
выделять существенные признаки; умение рассуждать; достаточный уровень развития
восприятия речи)
Что могут сделать
родители, чтобы подготовить ребенка к школе?
В первую очередь
создать условия: играть, общаться с ребенком, предъявлять определенные единые в
семье требования и добиваться их выполнения, вызывать интерес к познавательной
деятельности, развивать у ребенка уверенность в себе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий